ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ВЫЗЫВАЮТ ПОЯВЛЕНИЕ ПИГМЕНТНЫХ ПЯТЕН

05.08.2021

Исследования последних лет наглядно продемонстрировали, что вещества, загрязняющие воздух, могут вызывать окислительный стресс, что ускоряет старение кожи и провоцирует обострение различных заболеваний, а также приводит к появлению пигментных пятен. Особенно эта проблема актуальна для крупных городов, где уровень загрязнения воздуха высок. По данным на 2016 г., более 92% населения Земли живет в районах, в которых содержание загрязняющих агентов в воздухе превышают нормативы, установленные ВОЗ, и, к сожалению, с каждым годом их количество, а значит и сила негативного воздействия, лишь увеличивается. При этом существенная доля этой проблемы приходится на выхлопные газы автотранспорта, в состав которых входят многие опасные для кожи (и здоровья в целом) загрязнители.

Еще в 2018 году группа ученых под руководством крупнейшего специалиста по действию окружающей среды на кожу Жана Крутманна начала серию тестов, известных как The Düsseldorf Pollution Patch Test, в которых выполнялось целенаправленное изучение действия выхлопных газов на кожу. Опыты проводились как на модели кожи ex vivo, позволяющей производить повторное нанесение выхлопных газов дизельных двигателей, а также участках кожи, полученных в  ходе проведения абдоминопластики у пациентов европеоидного происхождения, так и in vivo c участием добровольцев. Концентрации вредных веществ (смесь частиц сажи разного размера, полиароматических углеродов, летучих органических соединений, металлов и других веществ) в используемых образцах соответствовала тем, что обычно используются в опытах для оценки воздействия городского воздуха на легкие. Это нетоксичные для кожи дозы, не вызывающие ни гибели клеток, ни раздражения, даже после повторного нанесения.

Полученные результаты наглядно продемонстрировали, что компоненты выхлопных газов активировали трансрипцию генов, вовлеченных в меланогенез:

  • MITF (фактор транскрипции, связанный с микрофтальмией);
  • TYR (фермент тирозиназа);
  • TRP1 (связанный с тирозиназой белок 1);
  • POMC (проопиомеланокортин),

что в итоге приводило к повышению концентрации меланина.  Причем чем дольше длилось воздействие, тем более пигментированной становилась кожа. Усиление пигментации было видно невооруженным глазом.

Аналогичные результаты были получены и в опытах на людях — повторяющееся местное нанесение выхлопных газов дизельных двигателей в нетоксичных концентрациях на кожу 76 добровольцев увеличивало пигментацию их кожи.

Авторы отметили, что как минимум часть этих эффектов опосредована индукцией окислительного стресса выхлопными газами, поскольку у участников отмечалось истощение антиоксидантов кожи (анализировалось содержание каротиноидов эпидермиса), а предварительное нанесение топических средств с антиоксидантами (витамин С, Е и феруловая кислота) перед обработкой выхлопными газами уменьшало выраженность пигментации. Это было подтверждено в дополнительном двойном слепом клиническом исследовании с участием 20 добровольцев.

Ученые заключают, что усиление производства меланина в ответ на окислительный стресс можно объяснить антиоксидантными свойствами эумеланина. Поэтому использование антиоксидантных компонентов в качестве защиты от загрязнителей окружающей среды будет обеспечивать кожу защитой и от пигментации, и от фотостарения, а также обострения кожных заболеваний (выхлопные газы повышают риск экземы у пожилых в 1,34 раза, причем у носителей особого аллеля AhR rs2066853 – в 3,75 раз!), которые также провоцирует окислительный стресс.

Какие еще причины могут вызывать появление пигментных пятен и как с ними бороться — читайте в нашей книге «Пигментация в практике косметолога». В ней — самая полная информация по теме!

Источники:

Grether-Beck S., Felsner I., Brenden H., Marini A., Jaenicke T., Aue N., Welss T., Uthe I., Krutmann J. Air pollution-induced tanning of human skin. Br J Dermatol 2021 May 15.

Grether-Beck S., Marini A, Jaenicke T, et al. Ambient relevant diesel exhaust particles cause skin hyperpigmentation ex vivo and in vivo in human skin: The Düsseldorf Pollution Patch Test. Journal of Investigative Dermatology 2018:138(5):S205; 1209

Schnass W., Hüls A., Vierkötter A. et al. Traffic-related air pollution and eczema in the elderly: Findings from the SALIA cohort, Int J Hyg Environ Health. 2018 Jul;221(6):861-867.

Вместе с этими статьями также читают
 
×