Каталог

НОВАЯ МИШЕНЬ В ТЕРАПИИ РОЗАЦЕА: ТУЧНЫЕ КЛЕТКИ

25.08.2020



Одним из основных симптомов розацеа является покраснение лица, сопровождающее не только эритематозно-телеангиэктатическую, но и другие формы заболевания. Покраснение может спровоцировать перепад температуры, ультрафиолет, волнение, прием пищи и другие факторы. 

Согласно недавнему исследованию, проведенному Национальным обществом розацеа, йогурт, сыр, сметана, соя, дрожжевой экстракт и шоколад являются одними из наиболее распространенных пищевых триггеров, о которых сообщали пациенты с розацеа. Объединяет их всех то, что это — ферментированные продукты с относительно повышенным уровнем гистамина. Гистамин обусловливает повышение проницаемости сосудистой стенки, приток воспалительных элементов, а также явления зуда, сопровождающего розацеа.

В организме человека основным источником гистамина и других медиаторов, вызывающих вазодилатацию и воспалительную реакцию, являются тучные клетки. Тучные клетки — это одни из клеток иммунной системы, которые располагаются непосредственно в тканях организма, и особенно большое их количество наблюдается в слизистых оболочках и коже — их количество там достигает 10% от всех иммуннокомпетентных клеток. По сути, тучные клетки являются одними из первых клеток иммунной системы, которые взаимодействуют с антигенами и аллергенами окружающей среды, а также с инвазивными патогенами. После активации тучные клетки могут способствовать высвобождению различных медиаторов и оказывать значительное влияние на патофизиологию воспалительных заболеваний.

Недавние исследования показали, что в пораженной коже пациентов с папуло-пустулезной и эритематозно-телангиэктатической формами розацеа количество тучных клеток значительно выше, чем в незатронутой патологией коже. При этом отмечалась положительная корреляция между количеством тучных клеток и продолжительностью розацеа. Хотя нет сообщений о взаимодействии между тучными клетками и другими иммунными клетками, включая макрофаги, нейтрофилы и Т-клетки при розацеа, многие исследования доказали, что тучные клетки могут активироваться другими иммунными клетками или могут активировать соседние клетки посредством высвобождения провоспалительных посредников. Кроме того, бримонидин и ботулинический токсин, которые используются для терапии розацеа, уменьшают приток тучных клеток и ингибируют их дегрануляцию, что, среди прочего, может быть причиной облегчения состояния пациентов. Также в поддержку роли тучных клеток говорят и доклинические исследования доктора Ричарда Галло и его коллег из Калифорнийского университета в Сан-Диего. В их работе использование стабилизатора тучных клеток эффективно уменьшало развитие розацеа-подобного воспаления.

Как говорилось выше, тучные клетки выбрасывают не только гистамин, но и большое количество других активных веществ, среди которых интерлейкин-1, 4, 13, трансформирующий фактор роста (TGF) бета, фактор некроза опухолей (TNF) альфа, фактор роста эндотелия сосудов, протеазы и др. Кроме воспалительных реакций, они также вовлечены в процессы клеточной пролиферации, ангиогенеза и регуляции гомеостаза внеклеточного матрикса. Согласно недавним данным, зафиксировано участие тучных клеток в развитии фиброза в разных органах. Новое исследование немецких подтвердило, что тучные клетки действительно активно вовлечены в синтез коллагена, влияя на процессы образования и организации коллагеновых фибрилл. Это происходит как за счет  влияния тучных клеток непосредственно на фибробласты, так и на микросреду, что способствует «сборке» цепей коллагена. Последнее происходит в том числе за счет выделения тучными клетками протеогликанов в непосредственной близости к фибробластам. Морфология образующихся коллагеновых фибрилл сильно зависит от pH среды: увеличение pH от приблизительно нейтрального (6,9-7,4) до слабощелочного (7,6-8,1) приводит к увеличению диаметра фибрилл практически на порядок. В итоге в близком соседстве с тучными клетками формируются длинные и толстые коллагеновые волокна. Кроме того, выделяемые тучными клетками протеазы способны изменять соотношение матриксных металлопротеиназ (ММР) и их тканевых ингибиторов (ТIMP).

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что тучные клетки играют роль не только в развитии эритематозно-воспалительных симптомов розацеа, но и способствуют разрастанию тканей, т.е. прогрессированию в фиброзные формы.

Таким образом использование соединений, регулирующих активность тучных клеток (и особенно с учетом того, что с течением заболевания их концентрация в пораженной коже увеличивается), может быть действительно перспективным направлением терапии данного состояния.

Источники:

Wang L., Wang Y.J., Hao D. et al. The Theranostics Role of Mast Cells in the Pathophysiology of Rosacea. Front Med (Lausanne) 2020; 6: 324.

Gallo R.L. et al. Mast cells are key mediators of cathelicidin-initiated skin inflammation in rosacea. J Invest Dermatol 2014; 134(11): 2728–2736.

Atiakshin D., Buchwalow I., Tiemann M. Mast cells and collagen fibrillogenesis. Histochem Cell Biol 2020;154(1):21–40.

Brown M., O’Reilly S. The immunopathogenesis of fbrosis in systemic sclerosis. Clin Exp Immunol 2019; 195:310–321.

Вместе с этими статьями также читают
 
×