Каталог

ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ РАСШИРЕННЫЕ ПОРЫ И ЧЕМ ПОМОГУТ ЛАЗЕРЫ?

04.01.2020

Термин «расширенные поры» скорее имеет не профессиональный, а разговорный характер, тем не менее он широко используется для обозначения кратерообразных углублений на поверхности кожи округлой или неправильной формы, которые являются устьями волосяных фолликулов и одновременно отверстиями для выведения секрета потовых и сальных желез.

Выделяют несколько основных факторов, способствующих появлению расширенных пор:

Себорея

Существует взаимосвязь между выработкой секрета сальных желез (себума) и размером пор. При повышенной себопродукции секрет сальных желез скапливается в отверстии пилосебационной единицы (волосяной фолликул в совокупности с сальной железой) вместе с роговыми чешуйками и загрязнителями, что приводит к расширению пор (открытый комедон). Этот патогенетический механизм служит общим звеном для расширенных пор и акне, однако корреляции тяжести акне и размера пор выявлено не было.

Как известно, гормональный фон оказывает модулирующее влияние на продукцию секрета сальных желез, и основным стимулятором является тестостерон — мужской половой гормон. У женщин выработка себума и размер пор значительно увеличиваются во время овуляции, что, вероятно, связано с повышением уровня прогестерона, влияющего на активность сальных желез.

Снижение эластичности кожи и фотостарение также оказывают влияние на формирование расширенных пор кожи лица. Хорошо известно, что при хроностарении кожи и фотоповреждении нарушается упорядоченная структура коллагеновых и эластиновых волокон, обеспечивающая упругость кожи. К возрастным изменениям кожи относится снижение экспрессии связанного с микрофибриллами гликопротеина-1 (MAGP-1), важнейшего компонента, необходимого для образования эластиновых волокон и обеспечения эластичности кожи.

Другие потенциальные факторы, связанные с патогенезом расширенных пор включают генетическую предрасположенность, крупный размер волосяных фолликулов, прием комедогенных ксенобиотиков, хронический радиодерматит и дефицит витамина А. Размер пор также варьирует в зависимости от этнической принадлежности: у женщин китайской национальности поры имеют значительно меньший размер по сравнению с другими этническими группами, в свою очередь у коренных жительниц африканских стран — самый крупный.

Три основные причины появления расширенных пор на лице: повышенная секреция себума (A), снижение эластичности кожи (B) и увеличение объема волосяного фолликула (C) [Yu W. et al. / J Dermatolog Treat 2019; 1-5.]

Определение доминирующей клинической причины, способствующей расширению пор лица, имеет первостепенное значение для выбора стратегии лечения!

Подробнее о возможностях аппаратных методов и их выборе в зависимости от основной причины, определяющей появление расширенных пор, вы сможете прочитать в ближайшем номере журнала «Аппаратная косметология» №1/2020. А пока расскажем о работе корейских ученых, выполнивших сплит-фейс сравнение клинической эффективности 1064 нм пикосекундного и квази-длинноимпульсного (серия коротких импульсов со сверхмалыми промежутками) Nd:YAG лазеров для коррекции мимических морщин и расширенных лицевых пор, вызванных фотостарением кожи.

В исследовании приняло участие 25 возрастных участников с III-IV фототипами кожи по Фитцпатрику, основной причиной появления расширенных пор у которых являлись возрастные изменения и фотоповреждение кожи. Одна половина лица пациентов обрабатывалась пикосекундным лазером, другая половина длинноимпульсным 1064 нм Nd:YAG лазером. Курс лазерной терапии состоял из пяти процедур с 2-х недельными интервалами. Окончательные результаты оценивались через 20 недель после первого сеанса лазерной терапии.

Хотя обе разновидности Nd:YAG лазеров позволили достичь статистически значимого уменьшения выраженности морщин и расширенных пор, лучшие результаты были отмечены на стороне обработки пикосекундным лазером — умеренные улучшения (3 балла по 5-ти балльной шкале от 0 до 4-х) были характерны для 54,2% зон коррекции пикосекундными импульсами, в то время как для длинноимпульсной обработки — для 41,7%. Кроме того, определялся индекс пор, оцениваемый на основе количества и объема пор на единицу площади. И также со стороны обработки пикосекундным лазером он снизился на 41,3% по сравнению с изначальным, в то время как на стороне длинноимпульсного воздействия — на 3,9%. Схожие показатели отмечались и в отношении мимических морщин, однако болезненность на стороне пикосекундного воздействия была выше, чем в случае применения длинноимпульсного лазера (3,65 ± 1,70 и 1,28 ± 1,28, соответственно). Нежелательных явлений на протяжение исследования зафиксировано не было.

Таким образом, в случае расширения пор, причина которых связана с возрастными изменениями, может помочь лазерное воздействие, разрушающее дефектные коллагеновые и эластиновые волокна и стимулирующее синтез нового соединительнотканного каркаса, поддерживающего кожу. Однако хотя показатели улучшений были несколько выше при использовании пикосекундного фракционного Nd:YAG лазера, нужно учитывать, что подобная процедура связана с более выраженными болевыми ощущениями.

Источники:

Yu W., Han Y., Wu X., Shang Y., Ying H., Ma G., Liu Y., Lin X. A split-face randomized controlled trial of treatment with broadband light for enlarged facial pores. J Dermatolog Treat 2019 Dec 4; 1-5.

Yim S., Lee Y.H., Choi Y.J., Kim W.S. Split-face comparison of the picosecond 1064-nm Nd:YAG laser using a microlens array and the quasi-long-pulsed 1064-nm Nd:YAG laser for treatment of photoaging facial wrinkles and pores in Asians. Lasers Med Sci 2019 Nov 16

Вместе с этими статьями также читают
 
×