Каталог

АЛОПЕЦИЯ КАК ОСЛОЖНЕНИЕ КОНТУРНОЙ ПЛАСТИКИ

11.06.2019

Контурная пластика височной области широко применяется для восстановления «молодых объемов». Однако в случае развития осложнений при введении филлера вблизи линии роста волос (формирование гранулем или сосудистых явлений с последующим некрозом) такие процедуры могут стать причиной развития алопеции.

Группа исследователей из Отделения пластической и реконструктивной хирургии университетской клиники Сицзин (Сиань, Китай) представила в журнале Aesthetic Plastic Surgery (2017: 1(3): 695-699) описание клинического случая развития алопеции в области введения филлера на основе гиалуроновой кислоты (ГК). Пациентке 27 лет была выполнена двусторонняя контурная пластика височной области препаратом на основе ГК — по 6,5 мл препарата с обеих сторон. Сразу после процедуры пациентка пожаловалась на припухлость и жгучую боль в левой височно-теменной области. Боль оценена как 86 мм по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) 0–100 мм. Болезненную зону охлаждали пакетом со льдом в течение 60 минут, также был введен дексаметазон 10 мг внутривенно сразу же после процедуры и затем в течение 3 дней.

На 9-й день после введения филлера оценка боли по шкале ВАШ снизилась до 72 мм, но боль распространилась по всей левой половине головы. При осмотре на левой височно-теменной области замечен некротический островок кожи размером 1,0×2,5 см с тонкой корочкой, окруженный бледной кожей. Инъекция гиалуронидазы 600 МЕ подкожно в левую височную область способствовала быстрому снижению уровня боли до 30 мм по шкале ВАШ.

На 15-й день после введения филлера пациентка заметила участок алопеции над левой височно-теменной областью, который постепенно увеличивался. На 22-й день образовалась четко очерченная область алопеции 5×6,5 см, с центральной некротической раной, покрытой коркой. Область поражения обрабатывали в течение 2 нед: на рану наносили рекомбинантный гель, содержащий фактор роста фибробластов, на область алопеции — спрей миноксидил 2% (3 раза в день). Рана зажила удовлетворительно, но к 42-му дню не было признаков отрастания волос. Согласно проведенному ультразвуковому допплеровскому исследованию,диаметр теменной ветви левой поверхностной височной артерии составлял 0,6 мм,диаметр левой теменной ветви левой поверхностной височной вены не определялся. Результаты выполненного в этот же период гистологического исследования биоптата кожи из участка алопеции показали инфильтрацию лимфоцитов и других воспалительных клеток вокруг отложений инородного материала в дермальном слое и снижение плотности волосяных фолликулов в фазе анагена. Пациентка продолжила получать миноксидил.

На 74-й день началось восстановление роста волос вокруг некротической области. На 209-й день плотность волос в левой теменной области составила 140 волос/см2, что эквивалентно плотности на правой стороне, при ультразвуковом допплеровском исследовании обнаружено восстановление проходимости сосудов левой височной области.

Вероятнее всего, комбинация экстраваскулярной компрессии, оказываемой филлером, и внутрисосудистой эмболии ГК способствовала ишемии мягких тканей, которая в свою очередь индуцировала алопецию.

Авторы полагают, что восстановление роста волос у данной пациентки было результатом комбинированного действия гиалуронидазы и миноксидила. Своевременное устранение нарушения локального кровообращения, вызванного филлером на основе ГК, имеет решающее значение для восстановления роста волос.

Более подробно об этом и еще одном случае алопеции как следствии развития гранулемы после введения филлера на основе гидроксиапатита кальция вы сможете прочитать в ближайшем номере журнала «Косметика и медицина» №2/2019, который только-только вышел из печати.

Вместе с этими статьями также читают
 
×