Каталог

ХРОНИЧЕСКИЙ СТРЕСС, ЗДОРОВЬЕ И КОЖА

21.04.2020

Влияние психологического стресса на состояние кожи (Lin T.K. et al.)

Термин «стресс» имеет множество разных толкований и чаще всего связывается с эмоционально-психическим перенаряжением. Однако понятие стресса гораздо шире. Впервые его использовал канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году в своей работе, посвященной общему адаптационному синдрому, где назвал стрессом универсальную адаптационную реакцию организма на сильное воздействие внешних и/или внутренних факторов. В настоящее время термин стресс обозначает совокупность неспецифических адаптационных реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов (как психологической, так и физической природы), которые нарушают его гомеостаз, а также изменяют работу организма в целом. Простыми словами стресс — это такое состояние, в котором мозг воспринимает информацию о воздействующих факторах как угрожающую нормальной жизнедеятельности, и отвечает на нее генерализованным образом.

Как именно? В основе реакций на стресс лежат эволюционные стратегии выживания, известные как «бей или беги», за которую отвечает симпатический отдел вегетативной нервной системы. В ответ на воздействие стрессовых факторов происходит активация гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы (ГГН). В частности, активация релизинг-факторов в гипоталамусе стимулирует секрецию АКТГ, α-МСГ, ТТГ и СТГ в передней доле гипофиза, а образовавшийся АКТГ в свою очередь стимулирует выделение глюкокортикостероидов (преимущественно кортизола), через которые и реализуются основные эффекты стресса. Эту систему называют центральной осью ГГН.

Обычно уровни кортизола подвергаются суточным колебаниям, которые регулируются внутренней циркадной системой, с пиковым уровнем рано утром и самой низкой концентрацией около полуночи. Стресс может значительно увеличить содержание кортизола и изменить эту кривую. Так, у мышей, находящихся в состоянии стресса, отмечалась суточная дисрегуляция активации оси ГГН, приводящая к 4-кратному увеличению уровня кортикостерона (аналога кортизола у мышей) в плазме.

Еще одним путем стрессорной реакции является выброс катехоламинов надпочечниками. Эффекты всех этих медиаторов направлены на сопротивление внешнему воздействию через мобилизацию резервов организма — получение энергии путем образования глюкозы из гликогена и расщепления липидов (чтобы хватило сил «убежать или дать отпор»), усиление работы сердечно-сосудистой системы (чтобы доставить эту энергию мышцам), подавление иммунных и воспалительных реакций (чтобы не «слечь» от воспаления в случае ранения при «битве»), а также стимуляцию деятельности ЦНС (чтобы быть начеку во время «битвы»).

Однако все эти реакции являются хорошей стратегией при кратковременном стрессе, когда организм перебрасывает свои ресурсы на сохранение жизни, жертвуя при этом другими функциями. И какое-то время существует так называемая «фаза устойчивости», когда организм адаптируется к стрессовому воздействию и его сопротивляемость повышается. Если длительность стресса относительно невелика, то после его окончания происходит нормализация функций организма. Но в современном мире речь идет не про кратковременный стресс, длящийся минуты–часы, а про стресс хронический, когда переживания наблюдаются несколько часов в день на протяжении недель, месяцев. И если сила этих переживаний существенна, наступает так называемая «фаза истощения», третья стадия стресса согласно классификации Селье, которая связана с усугублением или развитием заболеваний. Так, если в состоянии адаптации кортизол способствует заживлению тканей, уменьшению воспаления и аллергических реакций, но хроническое превышение его нормального уровня вызовет обратный эффект, и связано с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, ожирением, остеопорозом, повышенным риском инфекционных, аутоиммунных и многих других заболеваний, а также с ускорением процессов старения.

Таким образом — дозированный стресс может быть неплохим вариантом, если нам нужно повысить сопротивляемость организма или запустить какие-то репаративные процессы, что, например, используется в процедурах негативной стимуляции (пилинги, высокоинтенсивное аппаратное воздействие), однако хронический стресс — явление однозначно негативное для организма в целом и каждого его компонента в отдельности.

Что происходит с кожей при стрессе

На кожу оказывают влияние процессы, происходящие не только в центральной оси ГГН-системы, кожа сама непосредственным образом реагирует на стресс. В ответ на действие стрессовых факторов кератиноциты эпидермиса и кератиноциты волосяного фолликула, меланоциты, себоциты и тучные клетки сами вырабатывают кортикотропин-рилизинг-гормон. Также клетки кожи, включая фибробласты, способны вырабатывать АКТГ и кортикостерон. Отдельную роль играет также выброс свободными нервными окончаниями и клетками кожи нейропептидов (субстанция Р)  и нейтрофинов, вовлекченных в развитие нейрогенного воспаления. Эта система называется периферической осью ГГН-системы. Подробности — в таблице.

Основные медиаторы стресса в коже (Chen Y. et al.)

Медиатор стресса

Источник

Эффекторная ячейка

Функции в коже

Кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ)

Гипоталамус;
Кератиноциты, себоциты и тучные клетки кожи

Рецептор к КРГ CRH-R1 экспрессируется в эпидермисе, дерме и подкожном слое; CRH-R2 экспрессируется в кератиноцитах волосяного фолликула и фибробластах

Стимуляция выработки АКТГ и кортизола в коже;
Пролиферация, дифференцировка, апоптоз, воспаление и ангиогенез.

Адренокортикотропный гормон (АКТГ)

Гипофиз;

Меланоциты кожи, кератиноциты эпидермиса и волосяных фолликулов, клетки Лангерганса, моноциты, макрофаги, дермальные фибробласты

Рецепторы к АКТГ MC2-R экспрессируется в меланоцитах кожи, клетках волосяных фолликулов, эпидермальных кератиноцитах, сальных и эккринных железах, а также в дермальных фибробластах, мышцах и кровеносных сосудах дермы.

Стимуляция выработки кортизола и кортокостерона;
Меланогенез, выработка цитокинов, пролиферация клеток, образование дендритов меланоцитов, рост волос, регуляция иммунитета и воспаления.

Кортизол

Кора надпочечников;
Клетки волосяных фолликулов, меланоциты и фибробласты

Рецептор глюкокортикоидов (GR) экспрессируется повсеместно во всех клетках кожи

Основное влияние на иммунную и воспалительную систему;
Пролиферация и выживание клеток через путь PI3K / Akt;
Пролиферация и дифференцировка волосяного фолликула; формирование эпидермального барьера.

Нейротрофины

Центральная нервная система;
Нейроны симпатической нервной системы кожи, тучные клетки, Т-клетки и В-клетки, кератиноциты, фибробласты и меланоциты

Два рецептора TrK и p75 экспрессируются в тучных клетках, иммунных клетках, кератиноцитах, фибробластах и ​​меланоцитах

Способствуют иннервации кожи;
Способствуют выживанию и дифференцировке тучных клеток и модифицируют экспрессию воспалительных цитокинов;
Способствовуют пролиферации кератиноцитов; Важны для миграции, жизнедеятельности и дифференцировки меланоцитов, а также защиты их от окислительного стресса и апоптоза;
Способствуют дифференцировке и миграции фибробластов и, возможно, сокращению и секреции MMP.

Субстанция Р

Чувствительные нервные волокна

Тучные клетки, макрофаги, Т-клетки

Высвобождение цитокинов индукция воспаления, активация тучных клеток и пролиферация лимфоцитов.
Повышает проницаемость сосудов.

Пролактин

Гипофиз;
Клетки волосяного фолликула и эпидермальные кератиноциты, фибробласты, адипоциты, потовые железы и сальные железы

Рецептор пролактина (PRLR) экспрессируется повсеместно, за исключением фибробластов

Аутокринный модулятор роста волос путем стимуляции катагена (регрессия волос);
Стимулирует рост кератиноцитов и выработку кератина в кератиноцитах, а также
выработку кожного сала в сальных железах.
Иммуномодулирующий агент.

Катехоламины (адреналин и норэпинефрин)

Мозговое вещество надпочечников;
Нервные волокна кожи, кератиноциты

Адренергические рецепторы экспрессируются естественными клетками-киллерами, моноцитами и Т-клетками, кератиноцитами и меланоцитами

Регулируют пролиферацию, дифференцировку и миграцию кератиноцитов;
Способствовуют меланогенезу в меланоцитах;
Уменьшают миграцию фибробластов и секрецию коллагена;

Нарушают процессы заживления ран;
Подавляют IL-12 в дендритных клетках, приводя к торможению Th1 и увеличению дифференцировки Th2;
Важны для оборота лимфоцитов, циркуляции, пролиферации и производства цитокинов.

Центральный и периферический ответ кожи на стресс (Chen Y. et al.)

Вместе с агентами, синтезированными центральной ГГН-осью, вещества, образующиеся непосредственно в коже, обусловливают снижение ее барьерной и иммунной функции, активацию воспалительных процессов, нарушение баланса свободных радикалов, стимуляцию себопродукции и меланогенеза, нарушение пролиферации и дифференцировки эпидермиса, замедление репарации ДНК и заживления повреждений. Все это приводит к повышению сухости и чувствительности и кожи, ускорению старения, обострению дерматологических заболеваний, таких как акне, псориаз, розацеа, экзема, атопический дерматит, витилиго, алопеция и себорейный дерматит.

Что дает нам понимание механизмов воздействия стресса на кожу? Кроме этиологического лечения — уменьшения стресса и работы с конкретными патологическими состоянии, очень важна базовая поддержка, мы можем обеспечить коже необходимый уход, который поможет нивилировать данные неприятные реакции. В первую очередь это восстановление липидного барьера с помощью физиологических липидов, использование увлажняющих агентов, антиоксидантов и противовоспалительных ингредиентов, в том числе воздействующих на рецепторный аппарат кожи и помогающих в борьбе с нейрогенным воспалением, микробиом-френдли средств. Чтобы подробнее познакомиться с конкретными ингредиентами и протоколами — читайте нашу книгу «НОВАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ. Косметические средства».

Источники:

Smith S M, Vale W W. The role of the hypothalamic-pituitary-adrenal axis in neuroendocrine responses to stress. Dialogues Clin Neurosci 2006; 8 (4): 383–395.

Arun C.P. Fight or flight, forbearance and fortitude: the spectrum of actions of the catecholamines and their cousins. Ann N Y Acad Sci 2004; 1018: 137–140.

Chen Y., Lyga J. Brain-skin connection: stress, inflammation and skin aging. Inflamm Allergy Drug Targets. 2014; 13(3): 177–190.

Lin T.K., Zhong L., Santiago J.L. Association between Stress and the HPA Axis in the Atopic Dermatitis. Int J Mol Sci 2017; 18(10).

 

Вместе с этими статьями также читают
 
×