Каталог

KPLUS — ПИЛИНГИ С МИНИМАЛЬНЫМ ОТШЕЛУШИВАНИЕМ И МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛОЙ, АДАПТИРОВАННЫЕ ДЛЯ РЕАКТИВНОЙ КОЖИ. В ЧЕМ СЕКРЕТ?

12.09.2021

Айгинина Мария Сергеевна

Врач-дерматовенеролог, косметолог, член ОСЭМ, Москва

 

Сила мягкости

Одним из наиболее эффективных способов стимулировать клеточное и структурное обновление кожи является химический пилинг — процедура, ослабляющая или даже частично разрушающая роговой слой. Результатом такого воздействия становится резкое усиление испарения воды через поврежденный участок рогового слоя. Живые кератиноциты, расположенные под ним, «чувствуют», что вода в межклеточных промежутках движется по направлению к поверхности кожи быстрее, чем обычно, — это служит для клеток сигналом того, что барьерная функция рогового слоя ослабла и что надо поскорее «закрыть» брешь в барьере. Кератиноциты на всех стадиях своего развития во всех слоях эпидермиса приходят в движение:

  • гранулярные кератиноциты активно выбрасывают в межклеточное пространство содержимое ламеллярных гранул, из которых начинает формироваться липидный барьер рогового слоя, а сами превращаются в корнеоциты (роговые чешуйки);
  • кератиноциты шиповатого слоя более активно синтезируют и накапливают предшественники белков рогового слоя (кератогиалин, филаггрин и пр.) и липиды, из которых впоследствии будет построен липидный барьер, а также специфические ферменты, необходимые для формирования рогового слоя в процессе ороговения;
  • базальные кератиноциты усиленно делятся, а их дочерние клетки отрываются от базальной мембраны и начинают продвигаться кверху.

Чем сильнее повреждение, тем активнее идет процесс регенерации и тем более выражена в нем стадия воспаления. Воспаление — одновременно сила и слабость пилинга. С одной стороны, оно способствует восстановлению и структурному обновлению кожи, что улучшает ее внешний вид. С другой — может спровоцировать слишком сильный окислительный стресс с такими неприятными последствиями, как длительное раздражение и/или появление поствоспалительных пигментных пятен. Поэтому в случае высокочувствительной реактивной кожи, при наличии высыпаний (в том числе акне), а также постугревых пигментных пятен необходимо выбирать пилинг, который не вызовет сильной воспалительной реакции. И вместе с тем пилинг должен быть по-прежнему эффективным с точки зрения стимуляции обновления кожи и рогового слоя. Возможно ли это без существенного повреждения?

До недавнего времени ответ на этот вопрос был скорее отрицательным, и бытовало мнение, что «чем сильнее отшелушить, тем ярче результат». К сожалению, при таком подходе ярким могло быть не только сияние посвежевшей кожи, но и пятна. Высокие риски нежелательных явлений, неприятные (вплоть до боли) ощущения во время процедуры, сильный дискомфорт и необходимость реабилитации в постпроцедурный период стали причиной поиска рецептур, стимулирующих обновление кожи эффективно, но с минимальным воспалением. Одну из таких новых разработок — пилинги серии KPLUS — мы представляем в этой публикации.

«Сердце» пилингов KPLUS — комплекс миндальной и койевой кислот

На данный момент в серии пилингов KPLUS апробировано два препарата — KPLUS soft и KPLUS strong. Оба имеют лаконичный состав из 5 компонентов, 3 из которых (вода, пропиленгликоль и ксантановая смола) формируют гелевую основу, а 2 (миндальная и койевая кислоты) являются действующим началом. Разница между препаратами — в концентрации активных веществ и уровне рН (см. таблицу).

Таблица. Рецептурные отличия препаратов KPLUS

 

KPLUS soft

KPLUS strong

Миндальная кислота, %

2

6

Койевая кислота, %

3

6

рН

2,5–3,0

2,0–2,5

 

На первый взгляд, разница невелика. Тем не менее ее достаточно, чтобы препараты различались по силе воздействия на кожу. Это отражено и в названии препаратов: KPLUS soft способствует мягкой эксфолиации поверхностных роговых чешуек, KPLUS strong работает на всю глубину рогового слоя и вызывает более сильное отшелушивание.

Однако эффекты препаратов KPLUS на кожу включают не только непосредственно пилинг — ослабление связей роговых чешуек и их ускоренную десквамацию, но и ряд других, интересных и очень полезных. Они связаны с выбранными активными веществами и объясняются спецификой их химической природы и биохимического взаимодействия с клетками.

Миндальная кислота

Миндальная кислота — первый представитель жирно-ароматических гидроксикислот. В ее молекуле присутствует ароматическое кольцо и спиртовая группа, что делает миндальную кислоту в чем-то похожей по химическим свойствам на фенол (рис. 1). Она, так же как и фенол, малорастворима в воде и хорошо — в полярных органических растворителях, а при встрече с белками вызывает их денатурацию путем разрыва внутримолекулярных дисульфидных связей. Но если в молекуле фенола спиртовая группа –ОН присоединена напрямую к ароматическому кольцу, то в миндальной кислоте она прикреплена через промежуточное углеводородное звено –СН2–, что существенно ослабляет ее реакционную способность в отношении белков и повышает безопасность [1].

Попав на кожу, миндальная кислота вступает в реакцию со всеми белками, которые встречает на своем пути. Например, с белковыми компонентами оболочек микроорганизмов, вызывая их необратимые повреждения и гибель клетки. Еще до открытия антибиотиков эту кислоту в виде солей аммония и кальция широко использовали для лечения инфекционных заболеваний мочевыводящих путей [2] и используют до сих пор [3]. В отличие от антибиотиков, миндальная кислота является антисептиком, поскольку действует на все микроорганизмы, с которыми вступает в контакт. Данное свойство особенно полезно при акне — хроническом дерматозе, при котором наблюдаются изменение кожной микрофлоры и аномальный рост анаэробных кутибактерий акне. Миндальная кислота легко проникает в заполненные липофильным себумом сальные железы, где обитают кутибактерии, и снижает их численность [4, 5].

Денатурация белковых компонентов корнеодесмосом, вызванная миндальной кислотой, ослабляет адгезию роговых чешуек и облегчает их десквамацию. На этом основан быстрый эксфолиирующий эффект данного вещества. Таким образом, по своему пилинговому механизму действия миндальная кислота ближе к группе кератолитиков (к которым относятся фенол, резорцин, салициловая кислота), нежели к группе кислотных пилингов на основе альфа-гидроксикислот (АНА), действие которых базируется на снижении рН рогового слоя.

Улучшение биомеханических свойств кожи (прежде всего эластичности) было показано после 4-недельного применения уходовых косметических средств с миндальной кислотой (утром — средство с 6% миндальной кислоты, вечером — с 4%) [6]. Вероятно, здесь имеет место опосредованное влияние на фибробласты, поскольку сама по себе миндальная кислота не достигает дермального слоя и не действует напрямую на его клетки. Однако к фибробластам могут поступать сигнальные молекулы, которые выделяют в эпидермисе активированные кератиноциты, и фибробласты реагируют на эти сигналы усилением синтеза коллагена.

Как пилинг-агент миндальная кислота сравнительно слаба. Чтобы добиться выраженного шелушения кожи, ее концентрация в моносоставах должна быть достаточно высокой — на рынке встречаются препараты для пилинга, где содержание миндальной кислоты достигает 40%. Здесь кроется опасность: хотя миндальная кислота относится к малотоксичным веществам, в концентрированном виде она представляет собой довольно едкое вещество и может вызывать ожоги кожи, а в концентрации 60–75% является кожным ирритантом — при попадании на кожу вызывает сильное раздражение, покраснение и образование волдырей. По этой причине монопилинги на основе миндальной кислоты встречаются все реже, зато на рынке много различных комбинированных составов, где миндальная кислота сочетается с другими биологически активными веществами и пилинг-агентами. Они подбираются в зависимости от основных задач, стоящих перед данными составами.

В частности, комбинация миндальной кислоты с койевой показана для реактивной кожи, склонной к воспалениям и поствоспалительной пигментации. Объяснение этому кроется в природе койевой кислоты.

Койевая кислота

Койевая кислота — органическое соединение, представляет собой гидроксильное производное γ-пирона (кетопроизводное пирана) (рис. 2). Название кислоты имеет японское происхождение. Койевая кислота впервые была выделена в 1907 г. японским профессором Кендо Сайто из продуктов ферментации вареного риса специальными плесневыми грибами (яп. койи), используемыми для производства саке. Койевая кислота обладает достаточно высокой растворимостью в воде, однако в водных растворах ведет себя как одноосновная кислота очень малой силы.

Койевой кислоте присущи бактерицидные, инсектицидные и фунгицидные свойства, но не они являются главной причиной ее применения в косметике для ухода за кожей. Оказалось, что койевая кислота ингибирует тирозиназу — ключевой фермент синтеза меланина в мелоноцитах [7]. Это обстоятельство вкупе с хорошим профилем безопасности сделали ее одним из наиболее популярных депигментантов современной косметики [8].

Чтобы реализовать свой депигментирующий потенциал, койевая кислота должна добраться до меланоцитов, которые расположены на уровне базальных кератиноцитов, то есть глубоко. Пройти через интактный роговой слой для койевой кислоты затруднительно — она, хоть и имеет небольшой размер, водорастворима, что ограничивает ее диффузию по заполненным липидами пространствам между корнеоцитами. Койевой кислоте нужны помощники — трансдермальные носители или энхансеры, ослабляющие роговой слой [9]. К последним относится миндальная кислота, разрыхляющая роговой слой и делающая его более проницаемым для водорастворимых веществ.

Эффективная терапевтическая концентрация койевой кислоты в составе уходовых средств, остающихся на коже длительное время, не превышает 4% (в среднем около 1%). В пилингах, время контакта которых с кожей исчисляется минутами, содержание койевой кислоты может достигать 6%.

рН имеет значение?

Безусловно, если речь идет о кислотных пилингах на основе водорастворимых АНА. Напомним, что данные пилинги резко меняют градиент рН через роговой слой, что приводит нарушению работы ферментов, работающих на разной его глубине, а именно:

  • протеолитических ферментов в середине и у самой поверхности рогового слоя, расщепляющих корнеодесмосомы и обеспечивающих своевременную десквамацию роговых чешуек;
  • ферментов на границе гранулярного и рогового слоев, участвующих в процессах ороговения (превращение кератиноцита в корнеоцит) и формирования липидного барьера рогового слоя.

Ферменты очень чувствительны к рН среды, и резкое изменение этого параметра приводит к сбою в их работе. Последствия шокового закисления мы видим в виде шелушения через несколько дней после проведения процедуры кислотного пилинга — кожа стремится скорее сбросить неправильные роговые чешуйки, те самые, над созданием которых трудились ферменты в момент кислотного шока.

Но в составах KPLUS водорастворимых АНА нет. Миндальная кислота, хотя формально и относится к АНА, по своим химическим свойствам гораздо ближе к кератолитикам — производным фенола, и механизм ее кератолитического действия не зависит от рН. Депигментирующая активность койевой кислоты также никак не связана с рН препарата.

Однако оба эти вещества хоть и слабые, но кислоты, которые при растворении в воде естественным образом подкисляют ее. В принципе можно было бы добавить нейтрализатор, чтобы поднять рН до физиологических значений (5,0–5,5). Однако разработчики не стали этого делать, справедливо посчитав, что подкисленный рН внесет свою лепту в ослабление рогового слоя наряду с основным кератолитическим действием миндальной кислоты.

Клинические эффекты, показания и противопоказания для пилингов KPLUS

Препараты KPLUS не травмируют роговой слой, а деликатно меняют его структуру, делая более рыхлым и лучше проницаемым — как для испаряющейся воды, так и для койевой кислоты.

  • Увеличение ТЭПВ стимулирует клеточное обновление эпидермиса в целом и рогового слоя как части эпидермиса. Следствием этого будет выравнивание микрорельефа, выравнивание мелких морщин, улучшение текстуры кожи.
  • Проникшая под роговой слой койевая кислота достигает меланоцитов и снижает их синтетическую активность. В результате пигментные пятна светлеют, общий тон кожи выравнивается.

И все это БЕЗ воспаления! Именно поэтому препараты KPLUS могут применяться даже при наличии воспалительных элементов акне и на коже, склонной к раздражению и воспалению.

Помимо традиционных показаний для поверхностных химических пилингов, процедура пилинга KPLUS особо показана в таких ситуациях, как:

  • воспалительное акне легкой и средней степени тяжести;
  • постакне с поствоспалительной пигментацией;
  • фотоповрежденная кожа с неравномерной пигментацией, кератозом и признаками воспаления.

К противопоказаниям относятся непереносимость отдельных компонентов пилинга, язвы и открытые раны.

Практические рекомендации

Процедура пилинга KPLUS комфортна для пациента, не требует много времени и включает 6 шагов.

  1. Очистить кожу с помощью очищающего средства по типу кожи.
  2. С помощью шприца на нести на кожу лица 1,5–2 мл пилингового препарата (рис. 3А).
  3. Равномерно распределить по всей поверхности массажными движениями (рис. 3Б).
  4. Время экспозиции пилинга: 4–8 мин.
  5. Убрать препарат с помощью влажной салфетки (рис. 3В).
  6. Нанести крем с увлажняющими, успокаивающими и защитными свойствами по типу кожу.

Процедуру можно проводить не только на лице, но и на шее, области декольте, руках.

Пилинги KPLUS всесезонные — главное, не забывать наносить солнцезащитное средство с более высоким SPF, чем обычно, в течение 3–5 дней после процедуры, пока роговой слой полностью не восстановится. Затем можно переходит к обычной солнцезащите, соответствующей климату и фототипу кожи.

Рекомендуемый курс: 4–8 процедур с интервалом 7–10 дней.

Резюме

Комбинация миндальной и койевой кислот в рецептурах пилингов KPLUS была выбрана для того, чтобы адаптировать эти пилинги для работы с реактивной, склонной к раздражению, воспалению и гиперпигментации коже. Такой параметр, как уровень секреции кожного сала, в данном случае не имеет большого значения — ведь воспаленной и раздраженной может быть как жирная, так и себодефицитная кожа.

Пилинги KPLUS бережно стимулируют клеточное обновление эпидермиса, не вызывая воспаления. В конечном счете формируется новый роговой слой с улучшенной структурой и восстановленной барьерной функцией — кожа становится более стрессоустойчивой, ее чувствительность снижается. В целом это положительно сказывается на внешнем виде кожи — ее текстура улучшается, пигментные пятна осветляются, тон становится более ровным и ярким. Этого столь желанного пациентами результата можно добиться с помощью дерматологически мягкого, но очень эффективного пилинга KPLUS.

В завершение отметим, что пилинги KPLUS созданы итальянской компанией KSURGERY, специализирующейся на разработке и производстве топических средств для восстановления и ухода за поврежденной кожей, химических пилингов и филлеров на основе гиалуроновой кислоты. Вся продукция KSURGERY отличается исключительной выверенностью составов и высоким качеством используемых материалов. Сертифицированные производственные мощности компании расположены в городе Пизе, для производства используется сырье фармацевтического качества ведущих мировых поставщиков, а все производственные этапы — от закупки сырья до фасовки готового продукта и хранения на собственных складах — строго контролируются. И хотя компания KSURGERY относительно молодая (в 2021 г. она отметила свое 10-летие), ее продукция уже хорошо известна на европейском рынке. Теперь она представлена и в России.

 

Статья опубликована в журнале «Косметика и медицина Special Edition» №3/2021

На правах рекламы

Литература

  1. Yevglevskis M., Bowskill C.R., Chan C.C., et al. A study on the chiral inversion of mandelic acid in humans. Org Biomol Chem 2014; 12(34): 6737–6744.
  2. Миндальная кислота. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Миндальная_кислота#cite_ref-B_1-1
  3. Xia M., Yang M., Wang Y., et al. dl-Mandelic acid exhibits high sperm-immobilizing activity and low vaginal irritation: A potential non-surfactant spermicide for contraception. Biomed Pharmacother 2020; 126: 110104.
  4. Kontochristopoulos G., Platsidaki E. Chemical peels in active acne and acne Clin Dermatol 2017; 35(2): 179–182.
  5. Chen X., Wang S., Yang M., Li L. Chemical peels for acne vulgaris: a systematic review of randomised controlled trials. BMJ Open 2018; 8(4): e019607.
  6. Jacobs S.W., Culbertson E.J. Effects of Topical Mandelic Acid Treatment on Facial Skin Viscoelasticity. Facial Plast Surg 2018; 34(6): 651–656.
  7. Singh B.K., Park S.H., Lee H.B., et al. Kojic Acid Peptide: A New Compound with Anti-Tyrosinase Ann Dermatol 2016; 28(5): 555–561.
  8. Searle T., Al-Niaimi F., Ali F. The top 10 cosmeceuticals for facial hyperpigmentation. Dermatol Ther 2020; 33(6): e14095.
  9. Saeedi M., Eslamifar M., Khezri K. Kojic acid applications in cosmetic and pharmaceutical preparations. Biomed Pharmacother 2019; 110: 582–593.
Вместе с этими статьями также читают
 
×