Каталог

ПИГМЕНТАЦИЯ И ЛАЗЕРЫ: МНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА ЛАЗЕРНОЙ ДЕРМАТОЛОГИИ

03.10.2019

Пигментные расстройства являются одними из наиболее частых видов дерматозов — в некоторых популяциях процент людей, имеющих подобные дефекты, достигает 60%. Это могут быть как наследственные, так и приобретенные потемнения или посветления участков кожи, и даже дисхромии необычной окраски. Большинство пигментных дефектов связаны с качественными или количественными нарушениями в продукции или отложении меланина, однако встречаются и аномальные вариации других эндогенных пигментов, а в некоторых случаях к дисхромиям может приводить даже отложение экзогенных пигментов (читайте наш материал про аргирию). Однако, безусловно, именно дефекты, связанные с избыточным отложением меланина, составляют основную часть пигментных расстройств.  

На сегодняшний день все большую популярность в их коррекции получают лазеры и источники интенсивного импульсного света (IPL). Иногда их считают чуть ли не магическим инструментом, способным удалить любой тип повреждений. Однако эффективное и безопасное удаление пигментации возможно далеко не любым аппаратом, и чтобы их выбрать, нужно понимать особенности взаимодействия лазерного излучения с кожей и ее хромофорами. Также необходимо учесть основные патофизиологические процессы, приводящие именно к этому пигментному нарушению, а также типы и расположение пигментов в коже. Эксперты Европейского общества лазерной дерматологии проанализировали около 1000 исследований и статей, опубликованных с 1983 по апрель 2018 года, и сформулировали Позицию, касающуюся коррекции различных видов дисхромий с помощью лазеров и IPL-устройств.

Виды лазеров для коррекции пигментных дефектов

Принцип световой терапии пигментных дефектов основан на концепции селективного фототермолиза. Он заключается в том, что меланин, как и другие хромофоры кожи, способен поглощать определенные длины волн более интенсивно, чем окружающие его структуры. В идеале «пигментные» лазеры должны генерировать излучение, которое поглощается только меланином, с минимальным поглощением гемоглобином или водой. Однако спектр поглощения меланина пересекается со спектром поглощения этих хромофоров. Относительно селективным для воздействия на меланин считается диапазон между 630 и 1100 нм, где наблюдается хорошее проникновение излучения в кожу и предпочтительное поглощение меланина по сравнению с оксигемоглобином. 

Интенсивность поглощения меланином световой энергии уменьшается с увеличением длины волны излучения, но большая длина волны позволяет глубже проникать в кожу. В то же время более короткие волны (<600 нм) могут повреждать пигментные клетки имея относительно невысокую энергию, а более длинные волны (> 600 нм) проникают хотя и проникают глубже, но им нужно больше энергии, чтобы вызвать повреждение меланосом. Таким образом достичь изолированного воздействия на меланин только подбором длины волны (оптической селективности) не удается.

Поэтому возникает другая задача — необходимо доставить максимальное количество фотонов к целевому хромофору, прежде чем они будут «схвачены» конкурирующими хромофорами, которые находятся рядом с мишенью. Это возможно благодаря оптимальному подбору длительности импульса и плотности энергии излучения.

Поскольку меланин и содержащие его меланосомы имеют очень маленький размер, то для их разрушения требуется менее продолжительный нагрев, чем, например, для коагуляции сосудов. Считается, что для достижения избирательного воздействия лазера длительность импульса должна быть как минимум равна, а в идеале в несколько раз меньше времени термической релаксации (ВТР) целевой структуры — периода, за который нагретая мишень рассеивает около 50% своего тепла, т.е. охлаждается (термическая селективность). В ином случае она не успевает остыть и существенный нагрев распространяется и на прилежащие нецелевые ткани, вызывая их термическое повреждение.

ВТР меланосом составляет 0,25 мкс, а меланоцитов — 0,1 мкс, соответственно для эффективного и безопасного их разрушения длительность импульса лазерного воздействия должна находится в наносекундном и даже в пикосекундном диапазоне. При этом энергия импульса должна быть достаточно высока, чтобы разрушить мишень.

Учитывая это, основными лазерами, использующимися для коррекции пигментных дефектов, являются аппараты с технологией модуляции добротности (англ. Q-switched, QS). Такая технология позволяет получить очень короткие и очень мощные импульсы. При их поглощении происходит мгновенный нагрев мишени с быстрым тепловым расширением, приводящим к их взрыву — фотоакустическому эффекту. Причем чем меньше длительность импульса, тем его выраженность больше, с соответствующим уменьшением термического компонента. В настоящее время существуют как наносекундные, так и пикосекундные Q-switched лазеры, хотя приставку Q-switched используют обычно только рядом с наносекундными.

 Также могут использоваться источники интенсивного импульсного света (IPL) с фильтрами, позволяющими направлять воздействие на пигментную патологию. Кроме того, для некоторых целей (например, для усиления проникновения депигментирующих агентов) могут использоваться условно неселективные, «нацеленные» на воду лазеры, такие как неаблятивный Er лазер с длиной волны 1550 нм, аблятивный 2940 нм Er:YAG, аблятивный 10 600 нм CO2 лазер и более поздний 1927 нм тулиевый лазер.

Позиция Европейского общества лазерной дерматологии 2019

Как уже упоминалось, эксперты провели анализ около 1000 исследований и статей, опубликованных с 1983 по апрель 2018 года. Для многих типов пигментных поражений уровень доказательности был низким и в основном основывался на сообщениях об отдельных случаях, более ничем не подтвержденным. Более того, в большинстве случаев наблюдение за результатами после окончания лечения было весьма ограничено, что не позволяет сделать вывод о долгосрочной эффективности процедур. Таким образом, некоторые рекомендации в большей степени основаны на мнении экспертов. Эти ограничения четко подчеркивают необходимость контролируемых исследований при оценке лазерной терапии (когда это возможно и в сравнении с методами выбора первой линии).

Однако проанализированная информация позволила создать авторам целый перечень рекомендаций по устройствам и параметрам их воздействия для коррекции разных пигментных дефектов — как эпидермальных, так дермальных и смешанных. Подробнее о них вы сможете прочитать в ближайшем номере журнала «Аппаратная косметология», а сейчас приводим короткие заключения по оптимальным вариантам коррекции для различных видов пигментной патологии.

  • Актиническое лентиго с относительно небольшим количеством поражений —ультракороткие нано- или пикосекундные QS лазеры. Обычно требуется один-два сеанса, чтобы поражения полностью исчезли.
  • Для простого лентиго (Lentigos simplex) отлично подходят QS лазеры. В случае многочисленных лентиго, обязательно необходимо исключить связь с системными заболеваниями, прежде чем приступать к лечению.
  • Веснушки — в связи с высоким содержанием феомеланинов, коррекцию эфелид лучше всего производить с помощью QS 532 нм лазеров. Таким образом можно достигнуть улучшений, однако обычно они являются временными и возможно появление рецидивов. Для поддержания результата рекомендуется регулярное использование солнцезащитных кремов.
  • Пигментные пятна типа «кофе с молоком» трудно поддаются лечению лазерами и имеют высокую частоту возникновения рецидивов. Следует предупреждать пациентов о возможности таких исходов. Также возможно проведение тестового сеанса для прогнозирования эффективности лечения.
  • Линейный невоидный гипермеланоз — эффективно воздействие QS-лазерами с небольшим количеством сеансов, однако неизвестно, насколько длительным будет эффект.
  • Пятнистый невус (Naevus spilus) — можно эффективно лечить с помощью QS-лазеров, но, к сожалению, рецидивы не редки. Макулярный тип лучше отвечает на лечение, чем папулезный.
  • Невус Беккера (Naevus Becker) — избыточный рост волос на невусе можно легко устранить с помощью длинноимпульсных лазеров, однако лечение самого гиперпигментированного дефекта происходит намного сложнее. Несмотря на некоторые успехи, неудачи и рецидивы нередки.
  • Кожный гипермеланоцитоз: Невус Ота, Невус Ито — золотым стандартом лечения данных патологий являются QS-лазеры с длиной волны 1064 нм.
  • Приобретенный дермальный меланоцитоз: включая приобретенный билатеральный невус Ота (ABNOM) — диагноз должен быть признан клиницистами. Высокоэффективными являются QS-лазеры с длиной волны 1064 нм.
  • Врожденные невомеланоцитарные невусы — улучшить косметический вид данной патологии может использование пигмент-специфических QS, длинноимпульсных и фракционных лазеров. Также они могут использоваться в качестве комплексной терапии.
  • Поствоспалительная гиперпигментация (ПВГ) — лазерное воздействие может улучшить проявления ПВГ, однако может также вызвать ухудшение или само стать причиной ее появления. Перед применением лазера на всем участке поражения, рекомендуется провести тест на небольшой площади.
  • Мелазма — эксперты считают, что золотым стандартом лечения мелазмы все еще остается триада Клигмана. Лазерное лечение следует рассматривать только после неудачного применения местных депигментирующих агентов и пилингов. Наиболее эффективным лазерным подходом представляется использование длин волн, нацеленных на сосудистые компоненты.

Для немеланогенных пигментных дефектов:

  • Индуцированная лекарственными средствами немеланиновая гиперпигментация — лучшим вариантом лечения являются QS-лазеры. Они устраняют гиперпигментацию, вызванную лекарственными средствами и солями металлов. Прекращение воздействия этиологического фактора является обязательным, если это возможно.
  • Экзогенный охроноз — множественные сеансы QS-лазеров и/или фракционных аблятивных лазеров.
  • Сидероз и гемосидероз — эффективно лечится с помощью нескольких сеансов QS-лазеров.
  • Пигментный себорейный кератоз и папулезный черный дерматоз — LP Nd-YAG лазер (1064 нм) и аблятивный эрбиевый лазер.

Более подробно о рекомендациях, а также других интересных новостях, касающихся использования лазеров и других высоэнергетических устройств, читайте в ближайшем номере журнала «Аппаратная косметология». 

Источники:

  1. Halder R.M., Nootheti P.K. Ethnic skin disorders overview. J Am Acad Dermatol 2003; 48: 143-148.
  2. Anderson R.R., Parrish J.A. Selective photothermolysis: precise microsurgery by selective absorption of pulsed radiation. Science (New York, NY) 1983; 220: 524-527.
  3. Calderhead R.G., Vasily D.B. Low Level Light Therapy with Light-Emitting Diodes for the Aging Face. Clin Plast Surg 2016; 43(3): 541-550.
  4. Patil U.A., Dhami L.D. Overview of lasers. Indian J Plast Surg 2008; 41(Suppl): S101–S113.
  5. Garden JM, Bakus AD, Domankevitz Y. Cutaneous compression for the laser treatment of epidermal pigmented lesions with the 595-nm pulsed dye laser. Dermatol Surg 2008; 34: 179-183.
  6. Passeron T., Genedy R., Salah L., Fusade T., Kositratna G., Laubach H.J., Marini L., Badawi A. Laser treatment of hyperpigmented lesions: position statement of the European Society of Laser in Dermatology. Journal of the European Academy of Dermatology and Venereology 2019; 33: 987-1005.

 

Вместе с этими статьями также читают
 
×