Каталог

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОГАЩЕННОЙ ТРОМБОЦИТАМИ ПЛАЗМЫ В КОРРЕКЦИИ РУБЦОВ: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАННЫЕ

21.05.2021

Терапия аутологичной обогащенной тромбоцитами плазмой (PRP-терапия) широко применяется в регенеративной медицине и косметологии в качестве альтернативы хирургическим методам еще с 1970-х. Принцип ее действия основан на способности тромбоцитов высвобождать большое количество факторов роста, цитокинов и хемокинов, заключенных в так называемых α-гранулах и плотных гранулах этих клеток. При механическом или химическом повреждении тканей тромбоциты мигрируют в область повреждения и запускают процессы регенерации.

Согласно принятой классификации, выделяют 4 основные категории аутологичных тромбоцитарных концентратов:

  • чистая PRP (P-PRP), или PRP с низким содержанием лейкоцитов и сетью фибрина низкой плотности, — категория, чаще всего применяемая в клинической практике в форме жидкости или геля;
  • тромбоцитарно-лейкоцитарный концентрат с сетью фибрина низкой плотности (L-PRP), используемый в жидкой или гелевой форме;
  • чистый обогащенный тромбоцитами фибрин с сетью высокой плотности (P-PRF) — твердый препарат ограниченного применения;
  • обогащенный лейкоцитами и тромбоцитами фибрин с сетью высокой плотности, доступный исключительно в гелевой форме.

Благодаря своему мощному регенеративному потенциалу PRP может применяться не только в качестве самостоятельной терапии, но и как дополнение к малоинвазивным процедурам и хирургическим вмешательствам. Использование PRP в коррекции различных типов рубцов представляет особый интерес для эстетической медицины. В журнале «Косметика и Медицина Spetial Edition 2021» №2-2021 представлен анализ данных, опубликованных в англоязычной литературе по этому вопросу, основанный на обзоре в журнале Scars, Burns & Healing. Подробно рассматриваются возможности PRP-терапии в коррекции атрофических, келоидных, послеоперационных и посттравматических рубцов.

 

 

Комментарий эксперта

Аст Натали Андреасовна

врач-дерматовенеролог, косметолог, Клинический институт эстетической медицины, Москва

Федоров Сергей Маркович

профессор, д.м.н., врач-дерматовенеролог, главный врач Клинического института эстетической медицины, Москва

 

Рубцовые деформации кожи являются распространенной патологией и оказывают существенное негативное воздействие на психоэмоциональный статус и качество жизни пациентов. Современные статистические показатели свидетельствуют о том, что более 40–50% пациентов, обращающихся для коррекции рубцовых деформаций, относятся к наиболее социально активной возрастной группе до 40 лет.  В связи с чем, научные исследования и разработка новых подходов к терапевтической коррекции таких изменений по-прежнему сохраняют свою актуальность.

Сегодня для проведения эстетической коррекции рубцов применяется широкий арсенал методов, среди которых уже длительное время преобладают физиотерапевтические — как в варианте монотерапии, так и в комбинации с другими способами лечения.  Перспективным и многообещающим направлением в решении проблемы коррекции рубцовых деформаций, что также подчеркивают авторы литературного обзора, является применение разработок на основе биотехнологий. Идея представить данные о возможности использования биотехнологических клеточных продуктов, в частности, обогащенной тромбоцитами плазмы в коррекции рубцов различной этиологии является логичной, обоснованной и, безусловно, формирует предпосылки для расширения показаний к использованию этого метода лечения.

Эффективность и безопасность PRP-терапии в лечении рубцовых деформаций в моноварианте и в комбинации с аппаратными аблятивными и неаблятивными способами воздействия подтверждена результатами научных исследований. Неоднократно было доказано, что применение препаратов плазмы, обогащенной тромбоцитами, позволяет статистически достоверно сократить реабилитационный период после аппаратного воздействия. На этом фоне, закономерно возникает вопрос о целесообразности и актуальности проведения в настоящий момент исследований сравнительной эффективности PRP- терапии и физиологического раствора, освещенных в литературном обзоре.

Тем не менее, результаты экспериментальных работ, продемонстрированные в статье, дополняют и расширяют представления о терапевтических возможностях PRP-терапии. Интересно, что во всех представленных исследованиях, несмотря на ограниченную выборку пациентов и отсутствие данных о технологии приготовления препарата, применение плазмы, богатой тромбоцитами, сокращало период ремоделирования рубцов и синергично увеличивало эффективность коррекции вне зависимости от их клинико-морфологического типа.

Важно отметить, что качественный состав препарата PRP, соотношение клеточных элементов и волокон фибрина может оказывать существенное влияние на эффективность процесса ремоделирования рубцовых деформаций. Это обстоятельство необходимо учитывать при изучении и оценке реконструктивного потенциала PRP-терапии в коррекции рубцовых изменений.

Образование рубцовой ткани представляет собой нормальный физиологический механизм восстановления тканей в ответ на физическое, химическое или механическое повреждение кожных покровов, и процесс организации соединительной ткани, может развиваться по гипер-, нормо- или атрофическому пути. При этом дефицит клеточного компонента по отношению к волокнистому, микроциркуляторные и локальные иммунные нарушения в тканях являются общими патогенетическими механизмами в формировании рубцов различной этиологии, вне зависимости от их клинико-морфологической формы.

Тробмоцитарные факторы роста позволяют воздействовать на вышеописанные изменения благодаря гармонизирующему влиянию на микроциркуляцию и активации миграции фибробластов и дермального пула клеток в очаг формирования соединительной ткани, стимулируя ее реструктуризацию.  Доказано, что данному процессу также активно способствуют аутологичные фибриновый и фибрин-гиалуроновый матриксы, которые играют роль матрицы-резервуара для факторов роста тромбоцитов и увеличивают время их пребывания в ткани, облегчая миграцию, пролиферацию клеток и метаболические процессы в тканях.  Трехмерные биологические фибриновые матриксы формируются при активации L-PRP аутологичным тромбином, а неретикулированная гиалуроновая кислота 1550 кДа в момент полимеризации фибрина образует еще более просторную и плотно упакованную организованную ячеистую сеть из фибриновых нитей. (см. микрофотографии)

В решении вопросов эстетической коррекции рубцовых деформаций кожи в своей клинической практике мы успешно применяем медицинские изделия для получения препаратов PRP швейцарского производства. Эта технология позволяет получить в полностью закрытом стерильном контуре насыщенный жизнеспособными тромбоцитами аутологичный фибриновый матрикс, а также комбинацию аутологичной плазмы крови пациента с гиалуроновой кислотой. Инъекционное введение этих биологических препаратов с матриксной основой оптимально в терапии рубцовых деформаций кожи.

Применение PRP-терапии в представленной области научно обоснованно и имеет целый ряд доказанных преимуществ, но для более глубокого понимания роли препаратов плазмы, обогащенной тромбоцитами в патогенетической коррекции рубцовых деформации необходимо проведение дальнейших исследований. Интересно изучить влияние PRP и фибриновых матриксов на разных стадиях организации соединительной ткани, а также исследовать зависимость данного процесса от инъекционной техники введения препаратов. Необходимо также принимать во внимание при интерпретации данных представленных исследований, что процесс организации соединительной ткани в рубце зависит от специфических и неспецифических эндогенных и экзогенных факторов и в момент проведения коррекции может находиться на разных стадиях, что окажет влияние на эффективность лечения и вызовет высокую гетерогенность результатов.

Важно подчеркнуть, что проведение подобных исследований позволит в перспективе расширить показания к применению препаратов на основе обогащенной тромбоцитами плазмы и значительно повлияет на исход терапии рубцов различной этиологии.

 

На правах рекламы

Вместе с этими статьями также читают
 
×