ОПАСНОСТИ ЭМЛА: ХИМИЧЕСКОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ ГЛАЗ

15.10.2020

Эстетическая медицина предполагает проведение целого спектра процедур, связанных с агрессивным и/или инвазивным воздействием, что сопровождается болью. Чтобы ее уменьшить, широко используются местные формы анестетиков, такие как ЭМЛА — 5% крем лидокаина с прилокаином.

Торговое название ЭМЛА является аббревиатурой от «эвтектическая смесь местных анестетиков». Каждый грамм крема содержит 25 мг лидокаина, 25 мг прилокаина, гидроксистеарат макроголглицерина, очищенную воду, карбопол 974P и гидроксид натрия. Этот местный крем-анестетик обычно используется для обезболивания кожи. В настоящее время его можно купить в аптеках без рецепта.

Гидроксид натрия придает крему ЭМЛА щелочной pH 9, что способствует лучшему проникновению активных агентов. Но если в случае кожи он относительно безопасен, то с глазами — другой вопрос. Щелочные вещества липофильны и проникают в глаза быстрее, чем кислоты. Посредством омыления щелочные химические вещества преодолевают клеточные мембраны и денатурируют коллагеновый матрикс роговицы. Поврежденные ткани могут подвергнуться колликвационному некрозу, сопутствующий запуск секреции протеолитических ферментов способен привести к каскаду дальнейшего повреждения тканей.

В инструкции к препарату указывается следующее: «Следует соблюдать осторожность при нанесении препарата Эмла вокруг глаз, поскольку препарат вызывает раздражение глаз. Устранение защитных рефлексов может вызывать раздражение и повреждение роговицы. При попадании крема в глаза промыть их немедленно водой или 0,9% раствором натрия хлорида и защитить до восстановления защитных рефлексов.»

Более того, исследования показывают, что это может быть не просто раздражение, крем ЭМЛА вызывает химические щелочные ожоги роговицы в результате непреднамеренного воздействия. У детей были замечены признаки щелочного повреждения глаз от крема ЭМЛА после случайного нанесения даже небольшого количества средства.  Дело в том, что анестезирующие компоненты временно скрывают боль и, если не устранить агент сразу, щелочь может привести к существенному повреждению роговицы. В статье специалистов из Великобритании описывается пример такого случая — двустороннее химическое повреждение глаз, сопряженного с эстетической процедурой.

Клинический случай

Женщина в возрасте 60 лет прошла процедуру плазменного лифтинга кожи периорбитальной области в местном салоне. Она вспоминает, как часть крема ЭМЛА (используемого в качестве местного анестетика) случайно попала в оба ее глаза во время подготовки к процедуре. Сначала она испытала некоторый дискомфорт, но, по воспоминаниям, он утих, и процедура была продолжена.

Примерно через 4 ч она обратилась в отделение неотложной помощи с острой болью, двусторонним отеком периорбитальной области, признаками конъюнктивита, светобоязнью и снижением остроты зрения. У пациентки было диагностировано двустороннее повреждение роговицы, острота зрения при первичном осмотре 6/12 справа и 6/24 слева. Обследование было затруднено, так как присутствовала выраженная светобоязнь, женщина оценила уровень боли как 10/10 по шкале боли. Измеренный с помощью лакмусовой бумаги pH в обоих глазах составил 7–8.

При осмотре было обнаружено двустороннее диффузное разрушение эпителия роговицы, поражающее примерно 80% площади обеих роговиц. Эти данные свидетельствуют в пользу двустороннего химического щелочного повреждения роговицы. Также был выявлен выраженный периорбитальный отек с множественными точками коагуляции на коже, вторичными по отношению к самой плазменной обработке.

Пациентка получила следующее лечение, приведшее к постепенному улучшению состояния. На 25-й день наблюдения женщина сообщила лишь о слабых симптомах сухого глаза, наблюдалось полное восстановление имевшихся повреждений. Пациентка была проинформирована о наличии риска развития синдрома рецидивирующей эрозии роговицы.

Обсуждение и выводы

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что полученное химическое повреждение глаза было вызвано непреднамеренным попаданием крема ЭМЛА в глаза при подготовке к процедуре плазменного омоложения периорбитальной области.

В данном случае демонстрируется отсроченное проявление боли. Пациентка сначала почувствовала раздражение от крема ЭМЛА, но позже оно прошло. Боль в глазах появилась лишь через 4 часа после процедуры, что может быть объяснено анестезирующим действием крема ЭМЛА. Данное свойство местных анестетиков делает их опасными при неправильном применении. Имеется отчет о пациенте с глазными симптомами, проявившимися на следующий день после непреднамеренного попадания крема ЭМЛА в глаза во время обработки кожи.

Уменьшение боли оказалось необоснованно обнадеживающим как для пациента, так и для специалиста, проводившего процедуру. Немедленное промывание глаз в салоне не проводилось. Скорее эффект окклюзии после закрытия глаз пациентом мог привести к сохранению крема ЭМЛА на поверхности глаза на протяжении всего лечения. Можно предположить, что это послужило причиной усугубления химического повреждения глаз. Специалист, наносивший местный анестетик, не была осведомлен должным образом о свойствах и правилах применения крема ЭМЛА.

При попадании крема ЭМЛА на слизистую оболочку глаз рекомендуется немедленно промыть глаза теплой водой или физиологическим раствором. Поскольку обезболивающее действие местных анестетиков может маскировать симптомы химического повреждения тканей глаза, при возникновении подозрений на попадание крема в глаза рекомендовано отказаться от проведения процедуры до тех пор, пока не восстановится чувствительность и не появится возможность объективной оценки клинической картины. Если после применения крема ЭМЛА появились малейшие признаки поражения глаз, рекомендовано обратиться за советом к квалифицированному врачу-клиницисту. Химическое поражение глаз требует неотложной помощи, оценки pH и обильного промывания. Кроме того, в целом следует соблюдать осторожность при нанесении крема ЭМЛА на кожу вокруг глаз, поскольку существует риск миграции анестетика на поверхность глаза. Также есть вероятность проникновения лекарственного средства через кожу века, что может привести к доставке лекарственного средства к конъюнктиве и другим тканям.

Источники

  1. Patel S, Shamdas M, Cobb C. Plasma fibroblast skin tightening treatment resulting in bilateral chemical eye injury secondary to EMLA cream: a case report. BMC Ophthalmol. 2020; 20(1): 342.
  2. Singh P., Tyagi M., Kumar Y., et al. Ocular chemical injuries and their management. Oman J Ophthalmol 2013; 6(2): 83–86.
  3. Eaglstein F. Chemical injury to the eye from EMLA cream during erbium laser resurfacing. Dermatol Surg 1999; 25(7): 590–591.
  4. Shin J.H., Chung J.K. A Case of Keratoconjunctival Chemical Injury from a Topical Anesthetic Ointment. J Korean Ophthalmol Soc 2012; 53(7): 1030–1034.
Вместе с этими статьями также читают
 
×