Каталог

НОВОЕ ПРО ОСЛОЖНЕНИЯ ИНЪЕКЦИЙ БОТУЛОТОКСИНА: МИКОБАКТЕРИАЛЬНАЯ ИНФЕКЦИЯ

14.01.2020

Инъекционная косметология располагает широким арсеналом методов, применяемых для решения эстетических и дерматологических проблем. Довольно редко, но их применение все же приводит к негативным последствиям. Развитие осложнений, как правило, обусловлено действием активных компонентов, нарушением технологии проведения и техники безопасности, особенно пренебрежениями правилами санитарии, низкой квалификацией сотрудников или отсутствием таковой.

Поскольку процедуры являются хотя и мало, но инвазивными, то, как и при любых манипуляциях, сопровождаемых нарушением целостности кожного покрова, существуют определенные риски инфекционных осложнений. В журнале «Инъекционные методы в косметологии» №2/2018 и 3/2018 мы рассказывали об опасности биопленок — связанных между собой полимерной защитной массой микроорганизмов, в отношении развития как ранних, так и поздних осложнений, связанных с введением филлеров. В недавней статье, опубликованной в Journal of the American Academy of Dermatology, представлены два показательных клинических случая серьезных инфекционных осложнений, возникших в результате инъекционного введения ботулотоксина А здоровым людям без признаков иммунодефицита, — и оба случая были связаны с Mycobacterium abscessus.

Авторы статьи описывают двух женщин — 32 и 34 лет, у которых после введения ботулотоксина появились множественные узелки на коже лица. В первом случае инъекции выполнялись вне клиники человеком без медицинского образования. Поражения изначально развивались как эритематозные папулы и узелки на всех участках инъекции, но постепенно перешли в абсцессы с изъязвлениями и корками. Первоначально была заподозрена аллергическая реакция с вторичной импетигинизацией, которую купировали преднизоном 30 мг/сут перорально и азитромицином внутривенно, но эффекта не наблюдалось. Поражения возобновились спустя неделю после прекращения приема преднизона.

Во втором случае инъекции в жевательную мышцу проводились в косметологическом центре и врачом, однако не имеющим лицензии. В первые 48 часов после инъекции пациентка занялась подводным плаванием, а через 10 дней на всех участках инъекции развились болезненные эритематозные папулы и узелки. Поражения также не отвечали на внутриочаговое введение кортикостероидов с пероральным пенициллином и гентамицином и санацию раны.

Биопсия и ПЦР гнойного содержимого в обоих случая выявила наличие Mycobacterium abscessus. Пациенткам было назначено лечение, включающее кларитромицин 250 мг два раза в день, рифампицин 450 мг один раз в день (одной из женщин дополнительно был прописан этамбутол 250 мг трижды в день), которое длилось вплоть до полугода. Поражения разрешились, однако сохранились поствоспалительная гиперпигментация, а также атрофические (в первом случае) и гипертрофические (во втором) рубцы.

Как заявляют авторы, ранее о случаях осложнения инъекций нейротоксина Mycobacterium abscessus не сообщалось. Mycobacterium abscessus — быстрорастущая нетуберкулезная микобактерия, широко распространенная в воде, почве и пыли, которая вызывает инфекции кожи, мягких тканей, дыхательных путей и центральной нервной системы при прямом контакте с загрязненным материалом или водой. Большинство зарегистрированных случаев этой инфекции были связаны именно с врачебными манипуляциями — хирургическими или косметическими процедурами, такими как инъекции аутологичного жира, мезотерапия, нанесение татуировок и пересадка волос.

Стандартного лечения Mycobacterium abscessus не существует, рекомендованы макролидные антибиотики, такие как кларитромицин в сочетании с другими антибиотиками в течение как минимум 4 месяцев. В некоторых случаях может быть необходимо дополнительное хирургическое вмешательство.

Важно отметить, что применение незарегистрированных, незаконно приобретенных препаратов, проведение процедур в условиях сомнительной стерильности и недостаточная квалификация персонала несут огромный риск тяжелых осложнений для пациентов, многие из которых крайне трудно поддаются лечению и оставляют свои следы на всю жизнь. Также авторы обращают внимание на потенциальный риск воздействие морской воды во время ныряния (т.е. под высоким давлением) — существуют данные о возникновении микобактериальных инфекций кожи, связанных с проведением процедур в спа-центрах.

Подробнее о новостях из мира инъекционных процедур читайте в нашем журнале «Инъекционные методы в косметологии».

Источники:
Chen X., Jin Y. et all. Mycobacterium abscessus cutaneous infection secondary to botulinum toxin injection: A report of 2 cases. Journal of the American Academy of Dermatology 2019; 11(5): 982–984.

Kothavade R.J., Dhurat R.S., Mishra S.N., Kothavade U.R. Clinical and laboratory aspects of the diagnosis and management of cutaneous and subcutaneous infections caused by rapidly growing mycobacteria. Eur J Clin Microbiol Infect Dis 2013; 32(2): 161–188.
Nakanaga K., Hoshino Y., Era Y. Multiple cases of cutaneous Mycobacterium massiliense infection in a “hot spa” in Japan. J Clin Microbiol 2011;49(2):613–617.

Вместе с этими статьями также читают
 
×