Каталог

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИФТИНГОВЫХ НИТЕЙ НА ОСНОВЕ ПОЛИМОЛОЧНОЙ КИСЛОТЫ, ПОКРЫТЫХ ГИАЛУРОНОВОЙ КИСЛОТОЙ

25.03.2020

Никишин Дмитрий Викторович, доцент, к.м.н., врач-патологоанатом, заместитель генерального директора по научным разработкам ООО «Аптос», Москва, Россия

Суламанидзе Георгий Марленович, к.м.н., пластический хирург, соавтор методов APTOS, LLC APTOS, Тбилиси, Грузия

Каджая Альбина Анзориевна, врач-дерматовенеролог, косметолог, эксперт методов APTOS, LLC APTOS, Тбилиси, Грузия

 

Одним из самых эффективных методов по подтяжке лица на сегодняшний день является нитевой лифтинг [1, 2]. На рынке имеется широкий модельный ряд нитей для лифтинга, но их действие в той или иной степени характеризуется некоторыми нежелательными эффектами [3]. В частности, к ним могут относиться:

  • отдаленные сроки терапевтического воздействия;
  • краткосрочный клинический эффект, проявляющийся в недостаточном образовании коллагена и эластина в коже и подкожно-жировой клетчатке;
  • короткий срок службы нитей;
  • жалобы пациентов на дискомфорт, проявляющийся в области установки нитей.

Ведется активная разработка новых и усовершенствование имеющихся нитей, которые улучшают терапевтический эффект на кожу и минимизируют негативные последствия после имплантации [4, 5]. Наиболее перспективным направлением можно считать сочетанное применение лифтинговых нитей с гиалуроновой кислотой (hyaluronic acid, HA). Именно HA способствует скорейшему образованию коллагеновых и эластических волокон, обладает противовоспалительными свойствами, содействует насыщению кожи и подкожно-жировой клетчатки жидкостью. Причем эффекты от HA начинают проявляться в течение нескольких часов после проведения процедуры.

В этой связи, целью нашей работы явилась разработка лифтинговых нитей из поли-L-молочной кислоты (poly-L-lactic acid, PLA), покрытых гиалуроновой кислотой, а также экспериментальное исследование эффективности применения разработанных нами нитей.

Материалы и методы

Экспериментальное исследование проводилось на свинье в возрасте 4 мес весом 40 кг (на момент начала эксперимента). Установка нитей осуществлялась под обезболиванием (ингаляционный и внутривенный наркоз).

Доступ слева: 5 пункционных точек. Имплантация нитей АПТОС PLA с гиалуроновой кислотой, 5 шт.

Доступ справа: 5 пункционных точек. Имплантация нитей АПТОС PLA без гиалуроновой кислоты, 5 шт. Точки доступа были закрыты асептическими наклейками. Операция прошла без осложнений.

После установки нитей производился забор кожи с подкожно-жировой клетчаткой для гистологического исследования (по 3 фрагмента на каждый срок вывода — контроль, PLA, PLA с гиалуроновой кислотой), на следующих сроках имплантации: 14 сут, 30 сут, 60 сут, 90 сут, 1 год.

Фрагменты тканей фиксировали в нейтральном 7% формалине, проводили стандартную обработку и заливали в парафин. Парафиновые срезы толщиной 5–7 мкм окрашивали тремя разными способами: 1) гематоксилином–эозином; 2) по методу Вейгерта — Ван Гизона; 3) окраска Сириус Красный (Sirius Red). Используя микроскоп с цифровой фотонасадкой Sony разрешением 12 мегапикселей, с каждого гистологического препарата получили по 5 фотографий. На микрофотографиях с использованием программ HistMorph v.2.2, Image Tool v.2.00, проводили оценку:

  • воспалительной реакции;
  • клеточного состава;
  • коллагеновых и эластических волокон,
  • а также выявляли процентное соотношение типов коллагена.

При помощи программного пакета Statistica v.7 проводились базовые статистические расчеты.

Результаты собственных исследований

Контрольная группа

Макроспически: кожа и подкожно-жировая клетчатка патологически не изменена.

Микроскопически: при гистологическом исследовании образцов, окрашенных гематоксилином и эозином (рис. 1 А, Б и 2 А, Б), в контрольной группе на разных сроках имплантации патологических изменений клеточного состава не выявлено.

При исследовании гистологических стекол, окрашенных по методу Вейгерта — Ван Гизона, выявлено наличие эластических и коллагеновых волокон как в толще дермы, так и в соединительнотканных прослойках подкожно-жировой клетчатки (рис. 1 В, Г и 2 В, Г). Данные образцы являлись образцами сравнения.

При исследовании гистологических стекол, окрашенных Sirius Red, выявлено исходное процентное соотношение коллагеновых волокон I и III типов (рис. 1 Д, Е и 2 Д, Е). При исследовании данных гистологических стекол в поляризованном свете: коллаген I типа подсвечивается красным спектром света; коллаген III типа подсвечивается зеленым спектром света. Нами были получены следующие результаты (рис. 3).

Таким образом, отмечается постепенный прирост коллагена I типа в коже, при этом наиболее активный прирост отмечается в течение 1-го месяца эксперимента. Коллаген III типа также имел тенденцию к резкому увеличению в первый месяц и достигал максимальных значений к концу 1-го года эксперимента. В подкожно-жировой клетчатке процентное соотношение коллагена I типа имело меньшие значения, но динамика целиком и полностью повторялась. Коллаген III типа резко увеличивался до 60-х суток, с последующим уменьшением к концу первого года эксперимента.

Общее количество эластических волокон в коже на протяжении всего эксперимента имело слабую тенденцию к увеличению. В подкожно-жировой клетчатке количество эластических волокон увеличивалось только до 60-х суток, с последующим уменьшением к концу года. Данный факт объясняется приростом жировых клеток, на которые и приходится основная площадь подкожно-жировой клетчатки.

Нить на основе PLA без гиалуроновой кислоты

Макроспически: на всех сроках вывода макроскопически выраженного воспалительного процесса не выявлено. Нити не визуализируются под кожей. Кожа и подкожно-жировая клетчатка патологически не изменены.

Микроскопически: при исследовании гистологических образцов, окрашенных гематоксилином и эозином, патологических изменений клеточного состава в коже не выявлено (рис. 4 А, Б и 5 А, Б). В коже начиная с 60-х суток происходили структурные изменения в виде структуризации коллагеновых волокон, они становились более выраженными, переплетались между собой во взаимно перпендикулярных направлениях.

Имплантированная нить уже на 14-е сутки была окружена прослойкой соединительной ткани. К 30-м суткам толщина капсулы достигала максимальных значений с последующим уменьшением толщины к 60-м суткам. К 90-м суткам толщина достигала 54,16 мкм, к году толщина составляла в среднем 49,52 мкм. Увеличение толщины капсулы к 30-м суткам можно объяснить активными процессами образования собственной соединительной ткани и реакцией на инородное тело, большим количеством фибробластов и фиброцитов. Уменьшение толщины к 60-м суткам объясняется созреванием соединительной ткани, ее структуризацией и уменьшением количества фибробластов. Начиная с 30-х суток, помимо структурных, отмечалось нарастание лимфогистиоцитарной инфильтрации, что свидетельствует скорее всего о негативном влиянии — механическом давлении импланта на рядом расположенные ткани.

При исследовании гистологических стекол, окрашенных по методу Вейгерта — Ван Гизона, наличие эластических волокон как в толще дермы, так и в соединительнотканных прослойках подкожно-жировой клетчатки выявлялись изначально, но в небольшом процентном соотношении (рис. 4 В, Г и 5 В, Г). Исследование эластических волокон в коже выявило статистически достоверное (p < 0,05) увеличение их количества с 14-х и до 90-х суток с последующим уменьшением к концу 1-го года эксперимента. В подкожно-жировой клетчатке площадь эластических волокон возрастала до 60-х суток с последующим уменьшением.

Исследование типов коллагена выявило (рис. 4 Д, Е и 5 Д, Е), что в коже с в период с 14-х до 30-х суток происходит уменьшение коллагена I и III типов с последующим статистически достоверным (p < 0,05) увеличением к концу 1-го года. В подкожно-жировой клетчатке происходит резкое статистически достоверное (p < 0,05) увеличение коллагена III типа до 60-х суток с последующим его снижением к 365-м суткам. (рис. 6). Коллаген I типа статистически достоверно (p < 0,05) увеличивался к 90-м суткам, а затем несколько уменьшался к концу 1-го года эксперимента. Динамика коллагена III типа в коже подтверждает благотворное влияние установленного импланта, так как именно этот тип коллагена улучшает эластические свойства кожи. Изменения в ПЖК скорее всего связаны с лейкоцитарной реакцией на инородное тело.

Таким образом, при сравнении контрольной группы и участков с установленной нитью на основе PLA можно сделать вывод о более благоприятном влиянии образца PLA на кожу. Количество эластических волокон — как в коже, так и подкожно-жировой клетчатке — имеет равномерное увеличение вплоть до 3 мес. Далее количество эластических волокон сохраняется примерно на одном уровне с небольшой тенденцией к уменьшению. Но отмечаются и негативные процессы в подкожно-жировой клетчатке в виде лимфогистиоцитарной инфильтрации в ответ на инородное тело. Нить на основе PLA влияла на большее образование коллагена всех типов и образование эластических волокон на всех этапах эксперимента, который и улучшал эластические свойства кожи, приближая их к уровню, свойственному «молодой» коже и подкожно-жировой клетчатке.

Нить на основе PLA с гиалуроновой кислотой

Макроспически: на всех сроках вывода макроскопически выраженного воспалительного процесса не выявлено. Нити не визуализируются под кожей. Кожа и подкожно-жировая клетчатка патологически не изменены.

Микроскопически: при исследовании гистологических образцов, окрашенных гематоксилином и эозином, патологических изменений клеточного состава в коже не выявлено (рис. 7 А, Б и 8 А, Б). В коже начиная с 60-х суток происходили изменения в виде структуризации коллагеновых волокон, которые становились более выраженными, переплетались между собой во взаимно перпендикулярных направлениях.

Имплантированная нить уже на 14-е сутки была окружена прослойкой соединительной ткани. Динамика изменения толщины соединительнотканной капсулы имела волнообразный характер. Пики увеличения толщины капсулы отмечались на 14-е, 60-е сутки и 1 год. Уменьшение толщины капсулы выявлялось на 30-е и 90-е сутки. Данная динамика вписывается в нормальное течение инкапсуляции материала без воспаления и коллагеноза.

При исследовании гистологических образцов, окрашенных по методу Вейгерта — Ван Гизона, выявлено наличие эластических волокон как в толще дермы, так и в соединительнотканных прослойках подкожно-жировой клетчатки, которые выявлялись и изначально, но в небольшом процентном соотношении (рис. 7 В, Г и 8 В, Г). После 14 сут от начала эксперимента количество эластических волокон первоначально в подкожно-жировой клетчатке, а затем и коже стало возрастать. После 30 сут скорость образования эластических волокон несколько снизилась, но оставалась на довольно высоком уровне. Максимального количества эластические волокна достигали к 1-му году.

Исследование типов коллагена выявило (рис. 4 Д, Е и 5 Д, Е), что в коже в период 14–30 сут происходит плавное увеличение количества коллагена I типа, с последующим уменьшением к концу 1-го года (рис. 9). Количество коллагена III типа было максимальным на 14-е сутки с последующим волнообразным снижением к концу года эксперимента. В подкожно-жировой клетчатке коллаген III типа увеличивался к 90-м суткам с последующим уменьшением к 1-му году. Коллаген I типа имел волнообразную динамику с пиками подъема на 14-е, 60-е сутки и 1 год. Также данный имплант не вызывал реакции на инородное тело. Уже на 90-е сутки отмечались биодеградация и биоинтеграция.

При сравнении контрольной группы и материала PLA HA можно сделать вывод о более благоприятном влиянии последнего на кожу и подкожно-жировую клетчатку. Нить на основе PLA с гиалуроновой кислотой в большей степени стимулировала образование эластических волокон особенно интенсивно:

  • в подкожно-жировой клетчатке — в течение первых 2 мес;
  • в коже — начиная с половины 1-го месяца до 3 мес.

Несмотря на то что после 3 мес динамика образования эластических волокон снизилась, она оставалась уверенно положительной, что являлось одним из критериев превосходства материала нити PLA HA над нитью PLA без гиалуроновой кислоты. Также введение материала PLA HA показало большее процентное соотношение коллагена I и III типов на всех сроках вывода, следовательно, данный материал улучшает эластические свойства кожи, приближая их к уровню, характерному для более молодой кожи и подкожно-жировой клетчатки. Кроме того, при использовании данного материала в более ранние сроки и в большем количестве продуцировались коллагеновые волокна.

Выводы

Таким образом, результаты гистологического исследования выявили эффективность применения нитей PLA без гиалуроновой кислоты и нитей PLA с гиалуроновой кислотой, в отличие от контрольной группы. Но в отличие от нитей PLA, нити PLA с HA обладали бо́льшими биоинертными свойствами, не приводя к местной реакции на имплант. Также количественный анализ выявил, что при использовании нитей PLA HA образуется, статистически достоверно (p ˂ 0,05), большее количество коллагена как I, так и III типов. Причем имея волнообразную динамику, данный материал поддерживает более длительный период высокого содержание коллагена. Исходя из сказанного выше, можно с уверенностью сказать, что нити PLA с гиалуроновой кислотой проявляли более высокую эффективность, способствующую образованию коллагена, а как следствие, и способствовали омолаживающему эффекту.

Статья опубликована в журнале "Косметика и медицина" №1/2020

На правах рекламы

Источники

  1. Sulamanidze G.M., Sulamanidze M.A., Sulamanidze K.M., Kajaia A.A., Giorgadze S.G. The Subcutaneous Tissue Reaction on Poly (L-lactide-co-caprolactone) based Threads. Int J Clin Exp Dermatol 2018; 3: 1–9.
  2. Sulamanidze M., Sulamanidze G., Sulamanidze C. Elimination of Aesthetic Deformations of the Midface Area. Our Experience. Aesthet Plastic Surg 2018; 42(3): 774–790.
  3. Turkevych A., Kadjaya A., Gold M.H., Lotti T., Sulamanidze G. Pathomorphological criteria of use efficiency of resorbable and permanent implants in aesthetic medicine and cosmetic dermatology. J Cosmet Dermatol 2018; 17: 731–735.
  4. Суламанидзе М., Суламанидзе Г. Методы Aptos: этапы омоложения. Интернет-ресурс: Подтяжка мягких тканей лица с помощью нитей. Инъекционные методы в косметологии 2010; 2: 38–44.
  5. Каджая А., Суламанидзе Г., Паикидзе Т., Суламанидзе К. Современный подход к моделированию лица: нити Aptos Excellence Visage в руках дерматокосметолога. Эстетическая медицина 2012; 4: 505–512.
Вместе с этими статьями также читают
 
×